Статьи и новости

Успешность применения вертлюга забойного блокируемого (модель ВЗБ-89) в компоновке нижнего заканчивания с целью снижения аварийности и эффективного доведения хвостовика до проектного забоя

Одним из наиболее популярных методов увеличения нефтедобычи является строительство скважин с большим отходом от вертикали, в процессе которого может возникнуть проблема со складыванием бурильного инструмента. Следствием этого становится недоведение необходимой нагрузки и, как результат, недохождение хвостовика до проектного забоя. Одним из важнейших этапов строительства скважин является крепление открытого ствола скважины, что обеспечивается спуском обсадной колонны или хвостовика.

На этапе проектирования скважин с большим отходом от вертикали инженеры сталкиваются с проблемами, которые невозможно решить на основе традиционных технологий. В этой связи возникает необходимость в использовании современных методов решения проблем с доведением обсадных колонн до проектного забоя благодаря использованию такого инструмента, как вертлюг забойный блокируемый (ВЗБ).

На приведённой диаграмме (см. рисунок) представлена нагрузка на крюке в процессе проведения спускоподъемных операций (СПО) при добавлении ВЗБ в компоновку низа бурильной колонны (КНБК) и плановом забое в 3500 м для различных коэффициентов трения в открытом стволе скважины на одном из месторождений заказчика в Западной Сибири. По расчётам, сделанным с использованием программного обеспечения, спуск хвостовика в скважину сопровождается спиральным изгибом при коэффициенте трения 0,35. и выше. В связи с этим необходимо обеспечить вращение бурильной колонны при помощи ВЗБ, что позволит избежать спирального изгиба (“складывания инструмента”) и дополнительно увеличить вес на девять тонн благодаря уменьшению сил сопротивления, достигаемого за счёт вращения верхней части колонны.
Существует множество различных способов улучшения доведения обсадной колонны до плановой глубины, но наиболее эффективным и экономически выгодным способом доведения фильтр-хвостовиков и обсадных труб со стандартными резьбами является включение в компоновку ВЗБ над подвеской хвостовика в транспортной колонне на заранее согласованном расстоянии от неё. Также применение ВЗБ может снизить необходимость в дополнительных мерах при подготовке ствола скважины к спуску обсадной колонны, сократить время строительства скважины и существенно уменьшить затраты заказчика. Затраты уменьшаются также за счёт отказа от применения премиальных резьб в компоновке хвостовика и за счёт сокращения количества ТБТ (толстостенных бурильных труб) на кусту буровым подрядчиком.

Таким образом, вертлюг забойный блокируемый – это простое решение для преодоления сил трения и сохранения запаса веса на горизонтальном участке скважины для успешной активации оборудования и его доведения до плановой глубины. Инструмент позволяет вращать транспортную колонну при спуске или подъёме хвостовика, при этом сам хвостовик остаётся без вращения; дополнительным эффектом является минимизация риска деформации или износ оборудования ниже вертлюга в случае когда идёт спуск с вращением всего хвостовика.

После доведения хвостовика до проектной глубины начинается активация гидравлической подвески хвостовика, в процессе которой можно продолжить вращение вертлюга и значительно сократить время прокачки фенольного шарика в посадочное седло с целью дальнейшей активации пакер-подвески. После блокировки ВЗБ существует также возможность механической отстыковки спускового инструмента от хвостовика как опция в случае проблем с гидравлической активацией подвески или пакера.

  • Данная технология успешно применяется нашей компанией на самых знаковых проектах Российской Федерации и мы готовы поделиться своими наработками и знаниями со всеми участниками нефтесервисного рынка нашей страны.